В ЕС готовят большой пакет регуляций для Big Tech. В чем дело?

Европейские власти готовятся заставить крупные технологические компании делиться собранными данными с конкурентами. Закон о цифровых услугах (Digital Services Act) должен решить задачу ограничения рыночной власти (market power) крупнейших цифровых компаний. 

С чего все началось

Антимонопольное право и законы, которые были созданы в 20 веке для ограничения индустриальных монополий, уже, очевидно, оказались неспособными сдержать рост и доминирование постиндустриальных монополий. Американские власти считают, что компании Big Tech стали слишком влиятельными. 

Летом 2020 года Конгресс США допросил CEO Amazon, Facebook, Apple и Google в рамках антимонопольного разбирательства, обвинив корпорации в угрозах конкурентам и злоупотреблении своей властью. Дело основано на документах, интервью и анонимных свидетельствах топ-менеджеров из Кремниевой долины.

Покупки стартапов и сервисов, которые совершал Facebook подвергаются переоценке. Сегодня понятно, что те покупки, которые были одобрены FTC (федеральная торговая комиссия) и Европейской Комиссией из-за низкой стоимости стартапов, стоило согласовывать куда внимательнее, ведь они стали фундаментом почти полной монополии Facebook на рынке социальных сетей, а потенциальные сервисы-конкуренты (WhatsApp, Instagram и т.д.) уже давно стали частью экосистемы голубого гиганта.  

Amazon не просто учится на статистике, а учится на статистике из чужих ошибок. Ни один конкурент не может даже надеяться достичь того же уровня прогнозирования при разработке бизнес-стратегии, ведь каждый из них торгует своими товарами на платформе Amazon и Amazon следит за каждым из них. Apple вменяют то, что корпорация устанавливает высокую комиссию в App Store — от 15 до 30% — и таким образом препятствует развитию независимых приложений. Google обвиняют в продвижении собственных сервисов в поисковой выдаче. Представители корпораций настаивали на том, что они не сделали ничего противозаконного, защищали свои компании, и утверждали, что их продукты помогали малому бизнесу. 

Методы Евросоюза отличаются. В Европе куда раньше заговорили об опасности новых цифровых монополий, сначала из страха за приватность граждан ЕС, поэтому в 2018 году в Европейском союзе и некоторых других странах вступил в силу Общий Регламент Защиты Данных (GDPR). Но даже GDPR не может быть эффективным, когда потребители фактически не имеют выбора. Поэтому европейские чиновники разрабатывают новое жесткое законодательство, ограничивающее монополию Big Tech на территории ЕС. Ожидается, что законопроект примут к концу 2020-го года.

Что будет в новом законе

Закон запретит крупным технологическим компаниям использовать данные   пользователей, собранные в целях рекламы, для решения других коммерческих задач. Например, сегодня мало какая фармацевтическая компания (если такая вообще существует) может предсказать в каких лекарствах заинтересованы потребители, так, как это делает Google, который обладает доступом к поисковым запросам людей.

Компаниям запретят предустанавливать свои приложения на смартфоны и ноутбуки, а также предустанавливать свои сервисы на устройства других компаний на эксклюзивных правах. Также платформы должны будут в обязательном порядке дать пользователям возможность удалять предустановленные приложения.

Ранее Еврокомиссия уже наказывала Big Tech за недобросовестную конкуренцию. Facebook был оштрафован за предоставление заведомо ложной информации о том, как он будет использовать данные пользователей, WhatsApp при покупке мессенджера корпорация дала обещание, что не будет использовать эти данные в иных своих сервисах и продуктах. Google не раз штрафовали за нарушение европейского законодательства о конкуренции, в последний раз в 2019 году за злоупотребления своим доминирующим положением на рынке поисковой рекламы.

На что влияет законопроект

Законопроект позволит чиновникам пристальнее следить за тем, как компании собирают данные о пользователях. Также появится система рейтингов, при помощи которой регуляторы оценят разные аспекты работы технологических компаний. В частности, смогут контролировать удаление нелегального контента и прозрачность налоговых выплат. 

Закон о цифровых услугах станет первым серьезным пересмотром подхода ЕС к регулированию Интернета за два десятилетия. По мнению экспертов, прокомментировавших законопроект изданию Financial Times, Европейский союз усложняет правила игры для американских цифровых компаний, но даёт пользователям больше контроля над устройствами и сервисами.

Эксперты ждут правок в документе, а также отмечают, что Big Tech так просто своего не отдаст — у лоббистов и юристов впереди много работы, антимонопольные дела часто длятся годами без приемлемых уступок для усиления конкуренции. Например, Google уже направил отзыв на законопроект, предсказуемо, в негативном ключе. Успешный стартап, который раньше руководствовался принципом "Move fast, break things", теперь призывает мягко и постепенно модернизировать существующие правила, а не «переходить к рассмотрению новых и отличных нормативных рамок», ссылаясь на разнообразие и быстрое развитие рынка.