Пандемия коронавируса и карантин привели к тому, что многие российские компании находятся в тяжелом финансовом положении. Результаты онлайн-опроса руководителей более 230 компаний, относящихся как к малому и среднему, так и крупному бизнесу, проведенного компанией Ernst&Young в апреле 2020 года показали, что карантин негативно отразился почти на всех отраслях предпринимательства в России.

Какие отрасли пострадали больше всего 

Среди отметивших снижение выручки более чем на 30% оказалось больше

всего представителей компаний из сфер автомобилестроения, аэропортовой деятельности, туризма и гостеприимства, образования, недвижимости, производства промышленной продукции, розничной торговли, транспорта и логистики.

Почти 80% опрошенных отметили кризисные ситуации в бизнесе на фоне ограничительным мер, связанных с пандемией. 76% опрошенных считают, что продление ограничений является угрозой существования бизнеса и при определенной продолжительности могут привести к его закрытию. 27% респондентов сообщили о снижении выручки более чем на 50%, еще 25% — о снижении на 20%–50%, 27% — о незначительном снижении выручки на не более чем 20%.

Согласно результатам исследования, меньше других пострадали от кризиса предприятия химической промышленности, компании из сферы медицины и фармацевтики, а также производства товаров повседневного спроса. Небольшая доля респондентов (6%) отметила положительную динамику выручки. В основном об этом говорили представители сектора торговли товарами повседневного спроса и информационно-коммуникационных технологий.

Поддержка государства: что думают предприниматели 

По данным доклада наиболее важными из используемых мер поддержки бизнеса стали: 

•‎ снижение ставки страховых взносов (31%);

•‎ снижение платы по договорам аренды недвижимого имущества (22%);

•‎ неприменение санкций за неисполнение договора по факту наступления форс-мажора (20%).

Президент России предложил запустить специальные кредиты для бизнеса под 2% с 1 июля 2020 года для всех пострадавших от коронавируса отраслей. Проценты по такому кредиту не нужно будет выплачивать ежемесячно, кредит будет обеспечен государственной гарантией на 85%. Объем такого кредита будет рассчитываться по формуле один МРОТ на одного сотрудника в месяц. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года. 

Если предприятие в течение этого времени сохранит занятость сотрудников на уровне 90%, то вся сумма кредита и сумма процентной ставки будут погашены государством. В случае если занятость сотрудников сохранится на уровне 80%, то государство погасит половину. Помимо этого, президент предложил полностью списать налоги и страховые взносы, кроме НДС, для пострадавших предприятий. 

Исследование говорит о том, что почти половина опрошенных уже перевели часть сотрудников на неполный рабочий день, попросили об отсрочке арендодателей и поставщиков, а также использовали другие возможные способы снижения затрат. Среди наименее значимых мер для предпринимателей оказались перенос сроков подачи налоговой отчетности, мораторий на подачу заявлений о банкротстве и взыскании долгов, отсрочка по уплате налогов и взносов, отсрочка штрафов и пеней по ЖКХ.

Перспективы и сложности взаимодействия 

По мнению почти половины респондентов, восстановление экономики после снятия ограничительных мер займет более года. Еще 27% ответивших рассчитывают на возвращение к докризисным показателям в течение 6-12 месяцев. Только 21% респондентов надеются на восстановление экономики в течение полугода.

Оценки респондентов в плане восстановления собственного бизнеса после отмены ограничительных мер чуть более пессимистичны по сравнению с их же прогнозами по экономике в целом: 15% респондентов полагают, что бизнес вообще не вернется к докризисным уровням выручки, 36% считают, что на это потребуется более года. На оперативное восстановление деловой активности (в течение трех месяцев) рассчитывают только 15%.

Участники исследования оставили предложения по улучшению взаимодействия между государством и бизнесом: переход на ЭДО и отказ от дублирования отчетности на бумажном носителе и ее длительного хранения, а также перевод государственных услуг на электронный документооборот и обеспечение лучшей защиты передаваемых данных. 

Респонденты отмечали трудности с обменом документами при налоговом контроле, так как оригиналы документов находятся вне зоны доступа при удаленной работе, а также доступность нотариусов на удаленной работе и исключение очных бухгалтерских проверок. Предпринимателей волнует усовершенствование отправки и получения корреспонденции по электронной почте: в настоящее время многие письма, отправленные по электронным адресам федеральных органов исполнительной власти, оказываются фактически не полученными со стороны ведомств, исполнители по ним не назначаются, обратной с ними связи нет.

Представители бизнеса также будут рады отказу от использования ненадежных и неудобных систем конференц-связи, применяемых в настоящий момент и возможности получения помощи и консультаций в соответствии с мерами поддержки в упрощенном режиме.