Контроль сотрудников — достаточно востребованная услуга на бизнес-рынке. Следить за работой своих сотрудников хотят как крупные производства, так и небольшие компании с собственной службой доставки. От задач и масштабов бизнеса зависит технология, с помощью которой реализуется трекинг.

Как можно отслеживать перемещения устройств?

Спутниковые системы геолокации GPS/ГЛОНАСС — самый распространенный способ определения местоположения устройств, но не единственный. Например, для мониторинга внутри зданий классический GPS уже не подойдет, поэтому применяют активные RFID-метки, которые «вещают» в частотах Wi-Fi. 

В общем смысле, без привязки к определенной технологии, для осуществления трекинга должна быть инфраструктура, в которой происходит прием и передача радиосигналов между устройствами. Поэтому мобильная сотовая сеть стандарта GSM также отлично подходит для определения местоположения. «Контроль Кадров» позволяет определять местоположение сотрудников с помощью GSM, однако без технологических хитростей, связанных с особенностями работы сотовой связи здесь не обошлось.


Особенности трекинга в стандарте GSM

Главная особенность трекинга в GSM, в отличие от того же GPS и RFID, его пассивность — трекинг использует только ту информацию, которую собирает оператор при подключении абонента к базовой станции. На уровне коммутаторов есть вся информация о базовой станции, на которой зарегистрировался абонент: координаты базовой станции, идентификатор соты и ее азимут.

Также у сот существуют временные слоты (timing advance), по которым можно измерить удаленность абонента от базовой станции. По аналогии с обычной «проводной» компьютерной сетью, сигнал от мобильного телефона до базовой станции проходит с некоторой задержкой. Зная скорость распространения радиоволны в среде, рассчитать расстояние между абонентом и базовой станцией не составляет труда.


Этих данных достаточно?

Несмотря на достаточно большой объем данных, которые собирает коммутатор, в чистом виде их использовать для трекинга нельзя — точность получается достаточно низкой. Почему бы тогда не подключать абонента к нескольким базовым станциям для повышения точности определения местоположения? В таком случае придется регулярно отправлять запросы на само устройство и дополнительно повышать нагрузку на сеть.

Здесь на помощь приходят данные других абонентов в сети. Система обезличивает, анализирует и агрегирует полученную из сети информацию, а на выходе получает статистические показатели о подключении всех абонентов к сотам за последнее время. Эти данные сравниваются с информацией абонента, подключенного к трекингу: переключения между сотами, азимуты и временные слоты. В итоге система определяет наиболее вероятное местоположение абонента.


Безопасность сбора данных

Номер телефона в трекинге никак не участвует — ему присваивается идентификатор. Получаемые для трекинга данные остаются на сервере во внутренней сети оператора и привязываются к номеру телефона на сервере. У системы нет информации, кому звонил или писал человек. Есть только информация о типе событий, сотах и времени подключения.  Через открытую сеть передается только привязанный к номеру телефона идентификатор в зашифрованном виде.


Насколько хорошо это работает?

Если сравнивать с GPS, то главное преимущество трекинга по базовым станциям — низкий порог входа; достаточно, чтобы у сотрудника компании было только устройство с работающей корпоративной SIM-картой, никакого приложения на устройстве абонента для этого не требуется. В зависимости от плотности вышек, точность определения местонахождения абонента может достигать 50-100 метров, что достаточно для трекинга в масштабах района.